Система Монтессори давно и успешно применяется на самых различных этапах развития и обучения детей. Появившаяся еще в начале 20 века как метод работы с педагогической запущенностью, она актуальна и сегодня. Такой подход отлично подходит практически для всех малышей. Расскажем, как может применяться методика Марии Монтессори в детском саду.
В чем достоинства метода М. Монтессори
О системе положительно отзываются многие педагоги и родители. Такой подход позволяет:
- Индивидуализировать подход к каждому ребенку. Обязательно учитываются особенности развития, а также интересы, склонности и только зарождающиеся таланты малыша.
- Вырастить самостоятельную личность. В таком классе дети многое делают сами. Они быстро учатся находить причинно-следственные связи, принимать решения и нести за них ответственность.
- Минимизировать стресс для ребенка при освоении новых навыков. Обычное обучение по стандартам нередко становится слишком травмирующим для детей, особенно это касается чувствительных малышей.
- Развивать ребенка соответственно его актуальному запросу. Здесь всегда учитываются сензитивные периоды. Упор делается на занятия, направленные на зону ближайшего развития.
Как метод Монтессори реализуется в детском саду
Дошкольный период – идеальное время для занятий по этой системе. Это может быть реализовано за счет:
- Использования природных материалов. Например, игры с пластилином и подобными синтетическими массами можно заменить на занятия с тестом, натуральной глиной. Так ребенок познакомится с естественными текстурами и цветами, которые он может увидеть в природе. Многие малыши демонстрируют к таким материалам повышенный интерес, а значит, с удовольствием развивают мелкую моторику.
- Ограничения набора игрушек. Исходя из Монтессори-подхода, малыш должен заниматься с теми предметами, которые ему понятны. Простые игрушки в ограниченном количестве эффективнее работают на развитие. Важно, чтобы они соответствовали актуальными познавательным потребностям. Например, матрешки и шумовые цилиндры развивают сенсорное восприятие, а кукольный театр помогает формировать здоровое воображение и живую речь.
- Зональной организации пространства класса. Обычно в помещении выделяются отдельные места для работы с крупной и мелкой моторикой, речью, сенсорным восприятием, вниманием и мышлением, а также для продуктивной деятельности. Все материалы аккуратно уложены. Сначала педагоги презентуют их малышам, затем объясняют правила работы в зоне, а после каждому дают возможность самостоятельно определить наиболее интересное занятие на сегодня. Отметим, что такое зонирование должно быть понятным, очевидным для ребенка.
- Особого внимания к самостоятельным занятиям. Этот вид деятельности обязательно должен иметь место. Как правило, это минимум два часа. Педагоги при этом наблюдают за процессом, фиксируют интересные детали и помогают малышам, когда это действительно необходимо.
Роль педагога в Монтессори-саду
Воспитатель занимает помогающую и наблюдающую позицию. Он также отслеживает прогресс ребенка, его интересы, делится мыслями с родителями. В таких специализированных учреждениях, как Монтессори-школа «Земляне», педагоги принимают активное участие в формировании образовательной среды, создании материалов, планировании мероприятий.
Применение такого подхода в саду поможет вырастить самостоятельного, любознательного, уверенного в себе малыша, позволит заложить старт для его будущей успешной жизни.

