Характеризовать взаимодействие интернет-пользователя и веб-ресурса помогает ранжирование с использованием поведенческих факторов. Исходя из ПФ, поисковая система может определить удобно ли аудитории пользоваться сайтом, актуальная ли и полезная ли на нем информация. Например, если посетители часто заходят на сайт и сразу же уходят с него, то поисковые системы считают, что сайт нерелевантен запросу пользователей. И наоборот, если пользователи остаются на сайте надолго, то выводом поисковых систем является более высокое ранжирование сайта.
Виды поведенческих факторов
Внешние ПФ отображают поведение аудитории сайта в выдаче поиска, например, использование сниппета веб-ресурса. Внутренние ПФ говорят о поведении пользователя внутри сайта. Расскажем о них подробнее:
- Время на интернет-ресурсе. Будет разным для каждого сайта. Поисковые системы анализируют все факторы комплексно, им необходимо определить почему пользователь остался на сайте надолго – потому что здесь интересный релевантный запросу контент или статья со сложной структурой, в которой непросто разобраться.
- Глубина просмотра. Указывает на количество страниц, на которых побывал посетитель за сессию. Если пользователь переходит на разные страницы, изучая их, то это указывает на высокую релевантность контента. Однако иногда это тоже может быть обусловлено непонятной структурой сайта или страниц.
- Количество отказов. Этот показатель зависит от выбранного аналитического инструмента. У Яндекс.Метрики и у Google Analytics могут получиться абсолютно разные данные, так как оба сервиса имеют разные алгоритмы, где учитывается количество страниц, просмотренных за одну сессию, время на сайте и другие показатели.
- Действия на страницах. Данный показатель особенно важен для коммерческих сайтов. Когда посетитель надолго остается на сайте, активно переходит со страницы на страницу, смотрит блоки с описанием товара, нажимает на элементы конверсии, то это положительный сигнал.
Влияние на ранжирование
Поведенческие факторы ранжирования Яндекс играют большую роль для продвижения веб-ресурса, поэтому так важно проводить с ними работу. Поисковая система берет во внимание юзабилити сайта, сигналы от посетителей, а также знаки по типу «Выбор пользователей» и «Популярный сайт». Но так как большое влияние оказывают показатели аудитории, то в топе выдачи Яндекса чаще находятся крупные многостраничные сайты, а значит их поведенческие факторы всегда выше, чем у небольших веб-ресурсов.
Google также ранжирует сайты с учетом поведенческого фактора. Например, сайт должен быть удобен пользователям на мобильных устройствах, страницы должны загружаться быстро, также Google оценивает опыт взаимодействия с веб-ресурсом.
Сбор информации о поведенческих показателях
Сбор информации о ПФ происходит:
- Посредством систем аналитики. Сюда относится Яндекс Метрика и Google Analytics. После сбора нужных данных, они используют их для достижения определенных целей, например для ранжирования сайта в выдаче.
- Применение веб-браузеров. Браузеры Яндекса и Google собирают данные ПФ, даже без установки счетчиков аналитики.
- Использование приложений для браузеров для сбора нужных данных.
Анализ показателей необходимо производить комплексно, учитывая все факторы в совокупности, а также руководствуясь логикой. Например, посетитель может быстро уйти с сайта просто потому что он быстро купил понравившийся товар.