Как правильно производить зарядку AGM аккумуляторов?

Зарядка AGM аккумулятора

Принцип работы AGM аккумуляторов в целом аналогичен классическим свинцово-кислотным с жидким электролитом, отличия заключаются лишь в организации поглощения выделяющихся при электрохимических реакциях газов. Раствор серной кислоты уменьшен в объёме и располагается в пропитанных стекловолоконных матах сепараторов. Это даёт ряд преимуществ, но несколько ужесточает требования к режимам заряда.

Влияние конструкции на заряд и разряд

Главная проблема, которую могут создавать аккумуляторы типа AGM, заключается в плохой смешиваемости электролита. Если классика терпит повышенное газовыделение и потерю воды, потом достаточно лишь периодически её добавлять, то перезаряд AGM ведёт к снижению ресурса. А грубые нарушения ведут к эффекту так называемого терморазгона, после чего батарею уже вряд ли получится восстановить.

AGM аккумулятор

Связанный в сепараторах электролит гораздо быстрее нагревается, утрачивает свойства, а проводимость наоборот, увеличивается. Ток растёт, вместе с ним и температура. Напряжение падает, что ещё больше увеличит ток, если его не ограничивать. Превращённый в пар электролит будет выброшен через предохранительный клапан Говорят, что батарею «вскипятили», а сепараторы «высушили». Запас же в виде избытка раствора отсутствует, в этом расплата за герметичность, необслуживаемость и способность работы с наклонами корпуса.

Регламентация заряда производителями

Условия настолько важны, что их даже принято указывать на корпусе. В первую очередь там должны иметься данные:

  • о напряжении заряда в циклическом режиме работы;
  • то же самое, но при буферном использовании, напряжение хранения в горячем резерве;
  • температура, при которой действительны указанные значения.

Продолжая про нагрев, можно сказать, что в сопроводительной документации всегда указывается коэффициент термокомпенсации, он отрицателен, то есть напряжения надо снижать на указанное количество милливольт при повышении температуры на один градус.

Чаще всего в руководствах указывается трёхступенчатый цикл зарядки с фиксацией тока, напряжения, температуры, и установкой ограничений:

  • на первом этапе устанавливается фиксированный ток заряда и напряжение, при достижении которого следует перейти ко второму этапу, условно основную массу энергии батарея уже получит;
  • затем на строго указанное время зарядное устройство должно зафиксировать порог напряжения, ток не лимитируется, его регулирует сама батарея;
  • третий этап играет большую роль в предохранении от сульфатации, это дозаряд аккумулятора фиксированным током с контролем достижения порога по напряжению.

Иногда процесс упрощают, переводя батарею в режим хранения, когда напряжение снижается на 500-600 милливольт для 12V АКБ, и аккумулятор оставляется под небольшим током порядка сотни миллиампер, что благотворно сказывается на десульфатации, но не ведёт к опасному перезаряду.

Необслуживаемый аккумулятор

Контроль температуры рекомендуется проводить непрерывно, существенное превышение говорит о начале деградации батареи, её можно спасти, но режим следует облегчить, потратив дополнительное время на зарядку.

Необходимость проведения стационарных зарядов

Независимо от назначения и места работы AGM батареи, это могут быть автомобили, электротранспорт или источники бесперебойного питания, по указанной методике надо проводить регулярные циклы заряда от внешнего источника. Штатные средства не всегда способны чётко отследить подробности режима. Примерно ежемесячно батарею желательно снимать и заряжать строго по методике. Только тогда АКБ сможет удивить долгим сроком службы и оправдать свою высокую стоимость.

Зарядка AGM аккумулятора

Рубрики:

Share via
Copy link
Powered by Social Snap